Чем гуманитарные науки отличаются от общественных
- Вопрос 1. Естествознание и гуманитарные науки. В чем их различие?
- Технари vs Гуманитарии: разрешаем вечный спор
- Естественные науки
- Технические науки
- Общественные науки
- Гуманитарные науки
- ВОПРОС 5. Проблема разделения социальных и гуманитарных наук.
- Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
- Содержание:
- Классификация современных наук
- Направленность научных исследований
- Тенденции развития научного знания
- Научно-техническая революция
- Гуманитарные науки
- Содержание
- История возникновения [ | ]
- Предмет и метод [ | ]
- Науки или дисциплины? [ | ]
- Гуманитарные науки и гуманитарные технологии [ | ]
Вопрос 1. Естествознание и гуманитарные науки. В чем их различие?
Всем известно, что науки делятся на естественные (или естествознание) и гуманитарные (также часто называемые социально-гуманитарными). Предметом естественных наук является природа, исследуемая астрономией, физикой, химией, биологией и другими дисциплинами; а предметом гуманитарных — человек и общество, изучаемые психологией, социологией, культурологией, историей и т.д.
Естественные науки являются составной частью естественнонаучной культуры, а гуманитарные соответственно гуманитарной культуры.
Естественнонаучная культура — это:
- · совокупный исторический объем знания о природе и обществе;
- · объем знания о конкретных видах и сферах бытия, который в сокращенно-концентрированной форме актуализирован и доступен изложению;
- · усвоенное человеком содержание накопленного и актуализированного знания о природе и обществе.
Гуманитарная культура — это:
- · совокупный исторический объем знания философии, религиоведения, юриспруденции, этики, искусствознания, педагогики, литературоведения и других наук;
- · системообразующие ценности гуманитарного знания (гуманизм, идеалы красоты, совершенства, свободы, добра и т. п.).
Специфика естественнонаучной культуры: знания о природе отличаются высокой степенью объективности и достоверности (истинности). Кроме того, это глубоко специализированное знание.
Специфика гуманитарной культуры: системообразующие ценности гуманитарного знания определяются и активизируются исходя из принадлежности индивида к определенной социальной группе. Проблема истинности решается с учетом знания об объекте и оценки полезности этого знания познающим или потребляющим субъектом. При этом не исключается возможность толкований, противоречащих реальным свойствам объектов, насыщенность теми или иными идеалами и проектами будущего.
Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур заключается в следующем:
- · имеют общую культурную основу;
- · являются основополагающими элементами единой системы знаний;
- · представляют собой высшую форму человеческих знаний;
- · взаимно координируют в историко-культурном процессе;
- · стимулируют появление новых междисциплинарных отраслей знания на стыках естественных и гуманитарных наук.
Обратим внимание на то, что естественные науки, в отличие от гуманитарных, часто называют точными. И действительно, гуманитарным наукам не хватает той степени точности и строгости, которая характерна для естественных. Даже на интуитивном уровне под наукой подразумевается, в первую очередь, естествознание. Когда звучит слово «наука», то, прежде всего, на ум приходят мысли о физике, химии и биологии, а не о социологии, культурологии и истории. Точно так же, когда звучит слово «ученый», то перед мысленным взором сначала встает образ физика, химика или биолога, а не социолога, культуролога или историка.
Кроме того, по своим достижениям естественные науки намного превосходят гуманитарные. За свою историю естествознание и базирующаяся на ней техника добились поистине фантастических результатов: от примитивных орудий труда до космических полетов и создания искусственного интеллекта. Успехи же гуманитарных наук, мягко говоря, намного скромнее. Вопросы, связанные с постижением человека и общества, по крупному счету, до настоящего времени остаются без ответов. Мы знаем о природе в тысячи раз больше, чем о самих себе. Если бы человек знал о себе столько же, сколько он знает о природе, люди, наверное, уже добились бы всеобщего счастья и процветания. Однако все обстоит совсем иначе. Давным-давно человек вполне осознал, что нельзя убивать, воровать, лгать и т.п., что надо жить по закону взаимопомощи, а не взаимопоедания. Тем не менее вся история человечества, начиная с египетских фараонов и заканчивая нынешними президентами, — это история бедствий и преступлений, которая говорит о том, что человек почему-то не может жить так, как он считает нужным и правильным, не может сделать себя и общество такими, какими они должны быть по его представлениям. Все это — свидетельство в пользу того, что человек почти нисколько не продвинулся в познании самого себя, общества и истории. Вот почему под понятиями «наука», «научное познание», «научные достижения» и т.п., как правило, подразумевается все, связанное с естествознанием.
Технари vs Гуманитарии: разрешаем вечный спор
Никогда не утихнут споры, кто круче: технари или гуманитарии. Если подробнее разобраться в классификации, то становится понятно, что в этом вечном баттле не две стороны, а четыре. Адукар расскажет о них и выступит в защиту каждой.
Кроме гуманитарных и технических выделяются социальные и естественные науки. На фото физик-теоретик Стивен Хокинг и актёр Джим Парсонс, сыгравший роль такого же учёного Шелдона Купера в сериале «Теория большого взрыва»
Естественные науки
К ним относится всё, что связано с изучением космоса (астрономия, астрофизика, космология), нашей планеты (геология, геофизика, геохимия), физических, химических, биологических систем и процессов (физика, химия, биология), человека, его происхождения и эволюции (анатомия ). К профессиям этого типа относятся эколог, космонавт, стоматолог, медсестра и многие другие. Люди, которые работают в этих сферах, отличаются аналитическим складом ума, обладают фантазией и интуицией. Они настойчивы, полны энтузиазма, наблюдательны, честны перед самим собой и природой. Желаешь связать свою жизнь с естественными науками — начинай тренировать логику, память, умения абстрагироваться и концентрироваться.
Технические науки
Они основываются на естественнонаучных знаниях. Технари изучают, создают, совершенствуют различных формы и направления техники (теплотехника, радиотехника, электротехника и многое другое). Математические способности, конечно, имеют большое значение для успешности человека в технических специальностях. Но нельзя забывать о том, что необходимо хорошо уметь воспринимать мир визуально и анализировать эту информацию и обладать высоким уровнем развития внимания. Люди, которые имею склонность к техническим наукам, часто встречаются среди архитекторов, строителей, инженеров, системных администраторов и других.
Общественные науки
Таковые включают в себя специальности, изучающие общество (экономика, социология, политология, юриспруденция ). Как правило, для представителей этой сферы особенно важно умение общаться с людьми и налаживать контакты в обществе. Им необходимо постоянно анализировать, запоминать огромные объёмы информации и уметь правильно применять её на практике. Чаще всего люди, которые хорошо разбираются в общественных науках, реализуют себя в профессиях юриста, судьи, социолога, менеджера и других.
Гуманитарные науки
Они имеют отношение к духовному миру человека, взаимодействию с окружающей средой, обществом, (педагогика, психология, конфликтология и др.).
Успешность в двух последних сферах не обеспечивается просто способностями к речи и языку. Для одних профессий важны хорошая память и склонность анализировать (например, для юриста или учёного-историка), а для других — хорошо выстроенная речь и яркое воображение (для журналиста, педагога). Кроме того, существуют профессии, в которых даже блестящее развитие способностей не принесёт успеха, если нет необходимых качеств характера. Это такие профессии, как психолог, дефектолог или культуролог.
Людям со смешанными способностями подходит работа в междисциплинарной сфере. При изучении лингвистики и социологии, нужно разбираться и в математике, и в языке, а для преподавания технических дисциплин необходимы гуманитарные способности. Чтобы освоить экономические специальности нужны оба типа
Блоки наук ни в коем случае не изолированные системы. Между ними существует крепкая связь. Одни и те же могут частично входить в разные группы (эргономика, медицина, экология, инженерная психология и др.). Общественные и гуманитарные науки взаимодействуют весьма активно (история, этика, эстетика ) и порой сложно определить их место в классификации. Постигать профессии, основанные на нескольких областях знаний, всегда интересно. Специалисты, например, в физической медицине — уникальные востребованные кадры.
Особое место в классификации занимают философия, математика, кибернетика, информатика. Они полезны почти в любой познавательной или производственной деятельности. Репродукция Жака-Луи Давида «Смерть Сократа»
Помни, что индивидуальность человека далеко не всегда вписывается в эти рамки. Чистых «гуманитариев» и «технарей» в природе не бывает. Все разделы человеческого знания полезны в равной мере. Было бы неправильно умалять значение любого из них. Каждый, отыскав свою сферу не только по способностям, но и по желаниям, может внести в наш мир ещё немного ясности и прогресса.
Выбирай тип, который ближе тебе, и ищи место, где можно получить твою профессию, в нашем каталоге. А если до сих пор не уверен, к какому типу относишься, есть прекрасная возможность это выяснить. Обратись к психологу-профориентологу, который расскажет всё об особенностях твоего характера и поможет выбрать карьеру по душе.
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
ВОПРОС 5. Проблема разделения социальных и гуманитарных наук.
Социокультурная обусловленность появления и развития социально-гуманитарных наук. Социология, экономика, политология, наука о культуре как отражение в познании относительной самостоятельности отдельных сфер общества.
Социально-гуманитарные наукивозникли в середине 19 века. Ихвозникновение было обусловлено рядом социокультурных факторов. К ним можно отнести следующие факторы:
— наличие обществоведческих идей и историко-логических реконструкций в социальной философии;
— наличие значительного массива эмпирической информации об обществе и человек в исторической науке;
— практическая потребность общества в социально-гуманитарных знаниях для совершенствования управления им;
— наличие определенного круга подготовленных кадров для создания новых наук.
Появлениесоциально-гуманитарных наук происходило постепенно, одни науки появлялись раньше, другие позже. Прежде всего, как статусные науки, возниклиполитэкономия (А. Смит, Д. Милль, К. Маркс) и социология (О. Конт, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм).Позднее В. Дильтей, проанализировав возникновение данных наук,предложил выделить из состава наук социально-гуманитарные науки вообще и назвать их науками о духе (работа: «Введение в науки о духе», 1883 год).Г Риккерт, поддержав идею Дильтея, предложил назвать данные науки – науками о культуре (работа: «Науки о природе и науки о культуре», 1889 год).Д. Милль вместо словосочетаний «науки о духе» и «науки о культуре» применил словосочетание «гуманитарные науки», что нашло поддержку в науке. Гуманитарными (синоним – общественными) науками стали называть науки, которые изучали различные сферы общества,продукты духовной деятельности человека. В процессе развития социально-гуманитарных наук социальныминауками стали считать науки о сферах общества, а гуманитарными – науки о духовной деятельности человека.
Появлениесоциально-гуманитарных наук происходило в борьбе двух основных точек зрения:
– натуралистики:согласно этой точке зрения социально-гуманитарные науки ничем не отличаются от естественных наук, обладают равным статусом в обществе и должны применять такие же методы, как и естественные науки,
– гуманитаристики: согласно этой точке зрения социально-гуманитарные науки считаются более сложными науками, так как они изучают более сложный объект – общество, они объявляются более статусными науками, чем естественные науки и поэтому должны применять специфические методы.
Возникновение социально-гуманитарных наук означало завершение формирования науки вообще, охват научными исследованиями всех сфер мира: природы, общества идуха (В. Степин). Социально-гуманитарные науки появились с целью исследовать различные сферы общества, которые имели специфическиезадачи исуществовали относительно самостоятельно и автономнодруг от друга. Они также преследовали цель – изучить тексты, в которых отражалась определенная социальная эпоха. Социальные наукистали изучать различные сферы общества (например, экономика возникла с целью изучить экономическую сферу общества, социология – социальную сферу общества, политология – политическую сферу общества, культурология, педагогика, психология, филология– духовную сферу общества и т.д.). Гуманитарные науки стали изучать тексты, источники информации, в которых содержались сведения об обществе и человеке (например, история изучала исторические источники, филология – письменные и т.д.).
Существует общий термин — науки об обществе, или социальные науки (в широком смысле). Однако они неоднородны. С одной стороны, есть экономика, социология, наука о праве. С другой стороны — антропология, науки об искусстве, история, культурология. Первые называют социальными в узком смысле слова, в отличие от вышеупомянутого широкого. Вторые — гуманитарными науками. После этой эмпирической классификации необходимо обсуждение критериев разделения на гуманитарные и социальные науки.
Существует несколько точек зрения.
1. Разделение науки по предмету: социальные науки изучают общие социальные закономерности, структуру общества и его законы, гуманитарные науки — человеческий мир.
2. Разделение наук по методу: социальные науки — это те, в которых используется метод объяснения, гуманитарными называют науки, где базовым методологическим средством является понимание.
3. Разделение наук одновременно по предмету и методу. Это предполагает, что специфический объект диктует специфические методы.
4. Разделение наук в соответствии с исследовательскими программами.
Мы придерживаемся последней точки зрения. Следуя ей, к социальным наукам следует отнести те, которые используют натуралистическую программу с присущей ей моделью объяснения, разделением субъект-объектных отношений.
Гуманитарными науками будут называться те, которые применяют культур-центристскую исследовательскую программу с характерным для нее устранением субъект-объектного противостояния посредством раскрытия субъектных характеристик объекта и использованием понимающей методологии.
Научное социальное знание — наиболее объективированный и приближенный к естественным наукам тип знания об обществе, изучающий законы функционирования и развития отдельных социальных сфер и общества в целом, объективные закономерности общественного развития. Здесь субъект-объектное противостояние, противостояние исследователя и изучаемого им фрагмента действительности намеренно и методически заостряются. Иными словами, описанию и объяснению в такого рода науках поддается лишь то, что имеет значение всеобщего и охватывается в форме понятия.
Гуманитарные науки — это науки о человеке, истории, культуре. Но их существование конституировано не столько объектом (знание о человеке, истории, культуре может быть получено не только в гуманитарной, но и социальной форме), сколько выбором культур-центристской исследовательской программы, предполагающей выделение субъектной природы самого объекта исследования, диалектики объективного (присущего научному знанию) и субъективного (присущего самому объекту исследования). При этом осуществляется такое же объективное конструирование предмета исследования, как и в социальном знании, но оно, как будет показано ниже, ограничено структурами повседневности.
Именно исследовательская программа определяет в конечном счете разделение наук на социальные и гуманитарные, поскольку, как уже отмечалось, объективации, натурализации, социологизации могут быть подвергнуты исследования таких объектов, как человек, культура, история, равно как культур-центристская стратегия, учет субъективных характеристик возможен и при рассмотрении социальных сфер. Уже на уровне формирования предмета науки, перехода от объекта действительности к его представленности в научном знании начинает действовать одна из познавательных стратегий — объективации (натурализации) или гуманитаризации (культур-центризма), находя продолжение в методе. Объект исследования в определенной мере диктует способ образования предмета науки и выбор метода, но не детерминирует их с абсолютной определенностью.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
Содержание:
Наука – вид деятельности человека, обеспечивающий производство знаний об окружающем мире и социуме.
Наука включает в себя следующие :
- знания и носители;
- научно направленные цели и задачи;
- наличие специфичных функций;
- средств познания и специализированных учреждения;
- методы научного исследования;
- наличие санкций.
Наука – социальный институт в обществе, который включает в себя:
- учёные — деятели науки, осуществляющие действия, направленные на познание окружающего мира, чья научная работа признаётся научным сообществом;
- специализированные учреждения (научные центры, институты, направленные на изучение всевозможных явлений)
- оборудование
- научный язык (формулы, теории, знаки)
науки заключается в получении новых достоверных знаний, лежащих в научной плоскости мира.
Наука включает в себя :
- оправданность утверждений;
- истинность получаемых результатов исследований;
- комплексность исследований.
науки в труде «Нормативная структура науки» в 1942:
– истинность научных знаний оценивается независимо от демографических признаков. Природные явления, изучаемые наукой, протекают везде одинаково. Универсализм предполагает проверку и критику научных работ как опытного деятеля науки, так и молодого. | |
– полученные научные данные должны носить доступный характер, стать достоянием общественности. Учёный не вправе скрывать полученные знания, хоть и может претендовать на похвалу или премию. | |
– цель учёного заключается в поиске истины, свободной от корыстных целей (премии, награды) | |
– научные деятели обязаны проверять факты, в том числе, если используют данные других учёных в своих работах. Не следует доверять авторитетным научным деятелям, сколь известными и выдающимися бы не славились. |
В науке выделяют следующие функции:
- – оказывает влияние на формирование научного мировоззрения, которое включает в себя образование и культуру;
- – предоставление действующих знаний об объективной реальности с точки научного взгляда;
- – знания используются в качестве предсказывания будущего;
Классификация современных наук
Фундаментальные науки призваны необходимостью знания, лежащего в основе мироздания. А прикладные науки направлены на использование полученных данных фундаментальных наук.
Направленность научных исследований
– изучение предмета с целью получения нового, неизведанного знания. Позволяет выяснить закономерности явлений, результаты которого не будут предоставлены промышленности. | |
– методы научного познания, использующие результаты фундаментальных исследований, направленных на решения практических задач. |
Тенденции развития научного знания
– разделение крупной науки на маленькие подразделы (так в физике выделяют ряд разделов – оптика, механика и т.д.)
– процесс объединения научных фактов, теорий, концепций об одном исследуемом объекте в единую систему знаний.
Дифференциация и интеграция неотделимые друг от друга тенденции, оказывают взаимодополняющее влияние.
Современная наука представляет собой взаимодействие организаций и учреждений, связанных не только между собой, но и с государством и подсистемами (экономика, культура, политика)
Современной науке присущи следующие характеристики:
- Скачок увеличения научных деятелей;
- Рост научного знания;
- Открытие новых научных дисциплин, взаимодействующих между собой;
- Становление исследовательской деятельности профессиями.
Наука объединяет распространённые человеку научные факты в систему знаний, помогая рассмотреть явления окружающего мира во всём многообразии, формируя мировоззрения. Оказывает прогностическую функцию – определение опасных тенденций в обществе и природной среде. Формирует производительную силу социума.
Научно-техническая революция
– период времени, в который произошёл скачок развития науки и технологий, преобразивший производительные силы социума. Начало революции датируется серединой 20 в., в скором времени увеличившая экономический потенциал развитых стран.
Последствия НТР разделились на позитивные и негативные стороны:
Гуманитарные науки
Гуманита́рные нау́ки (от humanus — человеческий, homo — человек) — науки, специализирующиеся на человеке и его жизнедеятельности в обществе.
Гуманитарные науки возникли как логическое продолжение схоластики. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками, противопоставляясь при этом естественным и абстрактным наукам на основании критериев предмета и метода. В гуманитарных науках, если и важна точность, например описания исторического события, то ещё более важна ясность понимания этого события. [ источник не указан 1600 дней ] В отличие от естественных наук, где преобладают субъект-объектные отношения, в гуманитарных науках речь идёт преимущественно о субъект-субъектных отношениях (в связи с чем постулируется необходимость интерсубъективных отношений, диалога, общения с другим). В гуманитарных науках важную роль играет понятие правды: везде, где познание разворачивается вокруг человека, познающий не имеет возможности оставаться безучастным наблюдающим — он трансформируется вместе с познанием; знание обрастает нравственной компонентой; гносеология становится гносеургией; истина гуманитарного познания отождествляется с правдой [1] [2] [3] [4] [5] . Гуманитарные науки включают некоторые разделы философии, культурологию, религиоведение, филологию, лингвистику, литературоведение, искусствознание, отчасти (во взаимодействии с социальными науками) историю, психологию, антропологию, этнографию, когнитивистику, а также ряд других, неконвенциональных дисциплин, например, изучающих метаморфозы человека и человечества под воздействием техносреды (техногуманистика) .
Содержание
- 1 История возникновения
- 2 Предмет и метод
- 3 Науки или дисциплины?
- 4 Гуманитарные науки и гуманитарные технологии
- 5 Направления
- 6 Примечания
- 7 Ссылки
История возникновения [ | ]
- На основе классификации наук Фрэнсиса Бэкона, французский просветительД’Аламбер первым объединил логику, историю, юридическую, экономическую и политическую науки, литературу и искусство в науку о человеке, положив начало современному понятию «гуманитарные науки».
- После объединения наук Д’Аламбером французские школы, в особенности частные, начали реформирование в системе, разделяя гуманитарные и технические науки, известно, в начале XIX века вводились тесты на определения склонностей детей либо к гуманитарным, либо к техническим наукам, после этого составляя расписания определённым группам, однако такая практика проводилась недолго.
- Гуманитарные науки начинают складываться в институализированные (университетские) дисциплины только в XIX веке. В это время комплекс т. н. гуманитарных дисциплин объединяется под названием «науки о духе» (Geisteswissenschaften). Впервые понятие «науки о духе» встречается в переводе Шиля «Система логики» Дж. Ст. Милля (перевод выражения «moral science»), но некоторые немецкие исследователи считают, что формирование этого понятия началось ещё до перевода Шиля. Широкое употребление понятие «науки о духе» приобретает благодаря работе В. Дильтея «Введение в науки о духе» («Einleitung in die Geisteswissenschaften», 1883), в которой проводится обоснование методологических принципов «наук о духе» [6] . Дильтей в своих работах рассматривает ряд вопросов, лежащих в основании «наук о духе» (например, историчность этих наук, их языковая природа, а также проблемы переживания и понимания). В самом начале «Введения в науки о духе» он отмечал, что если до начала XVIII в. над науками об обществе и истории преобладала метафизика, то уже с середины этого же столетия они попали в столь же безысходное подчинение к естественным наукам [7] .
Можно также отметить трансформацию традиционного разделения наук, ведущего свою историю от Аристотеля по линии Кант — Коген — Бахтин. А именно — разделение логического, этического, эстетического и совершенно особым образом религиозного опыта ответственности.
- В логике рассматриваются причинно-следственные отношения объективного в смысле естественно-научной рациональности, в этом отношении мир рассматривается с позиции субъекта, который опредмечивает и упорядочивает объекты мира сущего. В некотором роде, это определённый масштаб отношения к миру явлений как к всеобщей и абсолютной субстанции.
- В этике отношение к другому как к самому себе, в этой области формулируются значимые нравственные максимы и ссылки на авторитет.
- В эстетике речь идёт об отношении автора и героя, зрителя и произведения. В этом отношении всегда сталкиваются два не совпадающих друг с другом сознания, где одно завершает другое во всех трансгредиентных (фон, образ, художественное оформление и пр.) ему моментах.
- Область религии коррелирует с этическим, но выходит за пределы этого разделения, поскольку речь идёт об общении с Богом (в том числе чтение религиозной литературы, форма этого общения и пр.).
Здесь мы в первую очередь имеем дело с когеновской идеей заданности исследования выбранным способом и отношением к описанию или же, говоря словами Г. Когена, «методология подхода конституирует предмет исследования».
Предмет и метод [ | ]
В статье «Время картины мира» Мартина Хайдеггера в гуманитарных науках критика источников (их обнаружение, выборка, проверка, использование, сохранение и истолкование) соответствует экспериментальному исследованию природы в науках естественных.
М. М. Бахтин в работе «К философским основам гуманитарных наук» пишет, что: «Предмет гуманитарных наук — выразительное и говорящее бытие. Это бытие никогда не совпадает с самим собой и потому неисчерпаемо в своём смысле и значении» [8] , но основная задача гуманитарного исследования, по его мнению, заключается в проблеме понимания речи и текста как объективаций производящей культуры. В гуманитарных науках понимание проходит через текст — через вопрошание к тексту, чтобы услышать то, что может только, сказаться: намерения, основания, причины цели, замыслы автора. Это понимание смысла высказывания движется в модусе анализа речи или текста, событие жизни которого, «то есть его подлинная сущность, всегда развивается на рубеже двух сознаний, двух субъектов» [9] (это встреча двух авторов).
Таким образом, первичной данностью всех дисциплин гуманитарных наук является речь и текст, а основным методом становится реконструкция смысла и герменевтическое исследование.
Ключевая проблема гуманитарных наук — проблема понимания.
М. Н. Эпштейн в своих книгах по теории гуманитарных наук характеризует их как саморефлективные: в них сам субъект познания — человек и человечество — становится предметом изучения. «Парадокс самореференции стоит в центре гуманитарных наук, определяя сложное соотношение их гуманитарности и научности. Гуманитарные науки изучают самого изучающего, именуют именующего…» Поэтому в гуманитарных науках «человековедение неотделимо от человекотворчества. Субъект человековедения потому и не может быть полностью объективирован, что находится в процессе становления, и каждый акт самоописания есть и событие его самопостроения. В гуманистике человек не только открывает нечто в мире субъектов, но и производит в ходе самопознания собственную субъективность». Михаил Наумович Эпштейн: От знания — к творчеству. Как гуманитарные науки могут изменять мир., М. — СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. [10] .
Как отмечает Н. И. Басовская: «Гуманитарные науки отличаются интересом и вниманием к человеку, его деятельности, и в первую очередь — деятельности духовной» [11] . По Г. Ч. Гусейнову — «Гуманитарий занят научным изучением результатов художественной деятельности человека» [12] .
Науки или дисциплины? [ | ]
К. О. Апель в работе «Трансформация философии» (1973) пишет следующее: «Эти дисциплины, например, разновидности филологии, просто-напросто не входят в теорию науки неопозитивизма — обстоятельство, которое, конечно, может быть связано и с тем, что в англоязычных странах „humanities“ — „гуманитарные дисциплины“ — всё ещё понимаются из донаучного горизонта гуманистических „artes“ — „искусств“, в частности, риторики и критики литературы, тогда как понятие „science“ — „науки“ — продолжает ориентироваться на идеал естественно-научного метода.
Само собой разумеющаяся предпосылка законосообразного (причинного или по меньшей мере статистического) „объяснения“ объективных процессов как единственная мыслимая цель научного познания господствует в неопозитивистской теории науки даже там, где она явным образом обращается к возможности „понимания“ человеческого образа действий» [13] .
Гуманитарные науки и гуманитарные технологии [ | ]
Цель гуманистики — самосознание и самотрансформация человека, причём не только индивидуума, но и всего человечества. Технологии шагнули очень далеко вперёд. Гуманитарные науки, не ограничиваясь чисто исследовательским подходом, призваны изменять то, что они изучают. Отсюда один из самых острых методологических вопросов: о практическом, конструктивном потенциале гуманитарных наук, об их воздействии на сознание общества, на этику, на культуру, литературу, искусство, язык. Если естественные науки преобразуют природу посредством техники, а социальные науки преобразуют общество посредством политики, то гуманитарные науки ещё только находятся в процессе разработки методов своего практического воздействия на культуру [14] .
Источник: